Вернуться к алгоритму -> Шаг 4. Собираем идеи для предстоящей работы
Классный час «Личные зоны человека, или Почему мы не любим ездить в набитом транспорте» 

 
Педагог: Вспомните, пожалуйста, ваши ощущения, когда вы едите в набитом транспорте? Неприятно, правда? Хочется скорее из него выскочить. Давайте попробуем разобраться, почему.
Психологами были изучены дистанции, которые оказывают благоприятное воздействие на разного рода общение.
 
Итак, публичная дистанция (более 3,7–4 м) позволяет воздерживаться от личного общения. Трудно представить себе людей, общающихся на расстоянии 4 метров. В лучшем случае – это обмен приветствиями, да и то, скорее, с помощью жестов. Такая дистанция – это допустимое расстояние для публичных выступлений.
 
Формальная дистанция (2–3,7–4 м) используется в официальных случаях. Например, общение начальника и подчиненного происходит именно на таком расстоянии.
 
Социальная дистанция (1,2–1,5–2 м) это зона неформального общения. Приятели, коллеги по работе допускаются именно на такое расстояние.
 
А вот своих близких друзей, людей, которым мы доверяем, мы допускаем гораздо ближе, в свою личную зону (0,4–0,5–1,2 м). Совместная деятельность тоже предполагает такое расстояние.
 
Интимная дистанция (0–40–50 см) это зона, в которой общаются самые близкие люди: родители с детьми, влюбленные.
 
А теперь вспомним еще раз ситуацию с набитым транспортом: в нашей интимной зоне оказываются совершенно чужые люди. Мы вынуждены терпеть их в своей интимной зоне, что вызывает напряженность и раздражение.
 
Упражнение «Не дыши в затылок»
Одного игрока просят выйти в центр. Двое других располагаются перед ним на расстоянии около двух метров. Это «живое зеркало». Несколько человек уходят за спину игрока, находящегося в центре.
Центральный игрок должен угадать, кто в данный момент приблизился к нему сзади. В этом ему помогает «живое зеркало». Ребята с помощью мимики и жестов пытаются изобразить члена группы, стоящего за спиной. Центральный игрок высказывает свое предположение, начиная с фразы «не дыши мне в затылок,..», а дальше следует имя того, кто, по мнению центрального игрока, стоит у него за спиной. Если происходит ошибка, то игроки меняются местами.
Игра способствует созданию новых каналов обратных связей между участниками, у которых возникает потребность в отношениях с другими участниками группы.
 
Упражнение «Давка»
Задание заключается в следующем: прорваться в битком набитый автобус. Группа создает подобие автобуса в час пик. Для этого стулья сдвигаются спинками к центру для создания небольшого замкнутого пространства. Организовавшаяся площадка должна вмещать всю группу без одного человека. Все стоят тесно прижавшись друг к другу, как это и бывает в набитом транспорте. Оставшийся игрок выполняет функции водителя. Он объявляет остановки, открывает двери, отодвигая один стул, и закрывает через небольшой промежуток времени. Отодвигая стул, водитель быстро называет имена тех, кто должен войти и выйти. Можно для правдоподобия взять с собой сумки, одежду и т.д. Упражнение достаточно показательно. Кроме того, что оно способствует созданию эмоциональной теплоты и взаимной приязни, оно еще демонстрирует то, что вежливое поведение в транспорте не только ускоряет процесс перевозки пассажиров, но и делает его более комфортным внутренне.
 
Педагог: С неприятными ситуациями намного легче справляется тот, кто надеется на лучшее, кто видит положительные моменты во всем. Тест, предлагаемый популярным английским еженедельником, дает ответ на вопрос, кто Вы – оптимист или пессимист.
 
Тест «Вы оптимист или пессимист?»[1]
 
    Более 35 баллов. Вы неизменный оптимист; моментально подавляете в себе любые признаки депрессии. Какие бы удары ни готовила Вам судьба, Вы стремительно отражаете их.
     
    Более 25 баллов. Вы скорее оптимист, чем пессимист. Ваши сомнения рассеиваются довольно быстро по мере того, как Вы взвешиваете все «за» и «против» в любой ситуации, которая выглядит угрожающей.
     
    Более 15 баллов. Вы скорее пессимист, чем оптимист. Вам неплохо бы вспомнить, что наполовину налитый водой стакан пессимист видит наполовину пустым, а оптимист - наполовину полным.
     
    Менее 15 баллов. Неужели действительно жизнь представляется Вам только в черном цвете? Не унывайте, постарайтесь видеть в жизни приятные стороны, хотя бы иногда.
 
[1] Познай, себя и других: сборник методик. – М. – Воронеж, 1995. – С. 66–69.